Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Как ярый антисталинист А. Д. Клещенко написал шпионско-детективную повесть «Без выстрела» - типично советскую, тем не менее, весьма шикарную

В 1963 году отсидевший 10 лет в уральских и сибирских лагерях за антисталинскую пропаганду очень перспективный в довоенные времена молодой советский поэт Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) написал прекрасную приключенческую «таежную» повесть на шпионско-детективную тему – «Без выстрела». Это была одна из первых попыток поэта зарабатывать более прибыльной в те годы приключенческой беллетристикой, и на эту идею его натолкнула жена, когда выяснилось, что стихами на жизнь заработать нельзя. И хотя эта беллетристика в итоге оказалась делом всей оставшейся жизни бывшего поэта, повесть «Без выстрела» так и не была никогда переиздана – ни при его жизни, ни после смерти, ни даже сегодня. Я помню, как в начале 90-х, когда в нашей стране стали происходить всем известные экономические преобразования, и старые советские культурные ценности вдруг обесценились, у меня появилась прекрасная возможность ударными темпами начать собирать мою любимую серию «Библиотека приключений и научной фантас

В 1963 году отсидевший 10 лет в уральских и сибирских лагерях за антисталинскую пропаганду очень перспективный в довоенные времена молодой советский поэт Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) написал прекрасную приключенческую «таежную» повесть на шпионско-детективную тему – «Без выстрела». Это была одна из первых попыток поэта зарабатывать более прибыльной в те годы приключенческой беллетристикой, и на эту идею его натолкнула жена, когда выяснилось, что стихами на жизнь заработать нельзя. И хотя эта беллетристика в итоге оказалась делом всей оставшейся жизни бывшего поэта, повесть «Без выстрела» так и не была никогда переиздана – ни при его жизни, ни после смерти, ни даже сегодня.

Анатолий Дмитриевич Клещенко и единственное издание его приключенческой повести "Без выстрела", 1963 г.
Анатолий Дмитриевич Клещенко и единственное издание его приключенческой повести "Без выстрела", 1963 г.

Я помню, как в начале 90-х, когда в нашей стране стали происходить всем известные экономические преобразования, и старые советские культурные ценности вдруг обесценились, у меня появилась прекрасная возможность ударными темпами начать собирать мою любимую серию «Библиотека приключений и научной фантастики» от «Детгиза», более известную как «золотая рамка».

Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) в разные годы жизни. В центре он - с дочерью от первого брака с советской детской писательницей Лианой Львовной Ильиной
Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) в разные годы жизни. В центре он - с дочерью от первого брака с советской детской писательницей Лианой Львовной Ильиной

Как все помнят, тогда книги вдруг перестали всем быть нужны, и чтобы выжить, народ понес все свои библиотеки в книжные комиссионные. Тогда у нас книжных магазинной было по городу большое количество, и каждый из них расставлял по всем близлежащим переулкам книжные лотки, на которых можно было найти много чего интересного, причем за смешные по былым советским меркам деньги.

Анатолий Клещенко, "Без выстрела", 1963 г.
Анатолий Клещенко, "Без выстрела", 1963 г.
Корешок книги
Корешок книги

А еще по выходным были барахолки на рынках, где тоже книг продавалось много.

И вот я в свободное от работы время и в выходные шерстил все эти точки в поисках того, чего не мог позволить себе по финансовым возможностям в советские времена. Правда, я скупал не только «рамку», а много чего еще, например, серии «Зарубежная фантастика», или «Библиотека советской фантастики», но каждый раз две-три «рамочки» мне в улов попадались.

Передний форзац книги
Передний форзац книги
Задний форзац книги, оба - разные
Задний форзац книги, оба - разные

Тогда еще не было каталогов, по которым я мог бы узнать, какие книги выходили в серии, я даже приблизительно не мог представить их количество. Но я все время натыкался на все новые и новые наименования, о которых ранее даже не слышал.

Титульный лист
Титульный лист
Начало повести
Начало повести

Свою библиотеку я собирал хоть и настойчиво, но не очень быстро, потому что я жил тогда в отдаленном микрорайоне, и часто после работы не имел возможности вырваться в город, где и были основные «книжные развалы». Но у меня на работе был друг, который жил в центре города, и он мог после работы «шерстить» большинство книжных точек. И я с ним договорился, что он как увидит новую «рамку», которой у меня не было (я дал ему список), то он ее покупает, а я выкупаю у него книгу за ту цену, какую он укажет. Ясно, что при низких ценах на книги и его хорошей зарплате он на этих книгах не зарабатывал, но ему самому было интересно помочь мне в этом нелегком деле, тем более он сам был собирателем, хоть и собирал только детективы.

Аннотация
Аннотация

И вот каждую смену он мне приносил все новые и новые книги, и мы вместе с ним радовались – он, как охотник, а я – как собиратель.

Но с каждым месяцем он приносил все меньше и меньше книг, а часто вообще не приносил ни одной. Дело в том, что «рамочек» у меня собралось уже под две сотни, и хоть в городе их по-прежнему продавалось много, но новые, которых у меня не было, попадались все реже и реже. Был один месяц, когда ни он, ни я чего-то «свеженького» найти не могли, но в конце этого разочаровывающего месяца он все же принес одну книжечку – тоненькую, невзрачную, без надписи на корешке. Называлась она «Без выстрела», и автором ее был неизвестный мне А. Клещенко.

Вот так выглядит книга в натуре
Вот так выглядит книга в натуре

Ясно, что хотя бы такому улову я обрадовался, хотя улов был так себе. Я принес книжку домой, примерил ее на полку, но книжка была такая тоненькая, что визуально мою коллекцию никак не увеличила. Отчаиваться, конечно не стоило, потому что я давно понял, что со временем нужные мне книги придется вылавливать долго и нудно – эйфория первых лет прошла, когда моя библиотека пополнялась со скоростью света. Ну, хоть по одной книжечке в месяц – тоже кое-что.

Иллюстрации В. Равкина
Иллюстрации В. Равкина

Однако мне вдруг стало эту книжечку так жалко за ее невзрачность и мое пренебрежительное к ней отношение, что я снял ее с полки и решил получше разглядеть. И обнаружил, что, несмотря на внешнюю незначительность, внутри она была оформлена просто прекрасно. Редко какая «рамка» удостаивалась рисунка на титульном листе, а тут этот лист художник так разрисовал, как будто он сам эту книжку написал и решил ее как следует украсить – он даже шрифты везде где мог использовал не стандартные, а фигурные.

Еще иллюстрации
Еще иллюстрации
И еще
И еще

Правда, сами иллюстрации красотой не блистали, тем не менее, внутри книга была оформлена с огромной любовью.

И вот, пролистав все иллюстрации, я стал эту повесть читать, и что вы думаете?

Я не оторвался от книги, пока не дочитал ее до самого конца.

Снова иллюстрации
Снова иллюстрации
Иллюстрации
Иллюстрации

Да, были в СССР хорошие книги, а уж «Детгиз» никогда не выпускал какой-то нудной половы – в этом я убедился еще ребенком, когда мне в руки попадались книги, предназначенные для детей любых возрастов. Но чтобы стандартная детективная повесть так меня захватила, как будто это была признанная классика приключенческой литературы – этого у меня давно не было.

Иллюстрация к книге
Иллюстрация к книге

Но все же хочу сказать, что меня захватил даже не сам сюжет – он, в принципе, простенький, и никаких особых открытий я при прочтении не сделал. Но мне очень понравились описания забайкальской таежной природы и быт и жизнедеятельность людей, которые в книге фигурировали.

И в этом плане повесть просто выдающаяся, хотя, конечно же, это не «Угрюм-река», но «Угрюм-река» и не для детей писалась, и даже не для любителей «легкого» чтения.

-17
Оглавление
Оглавление

Сюжет, конечно же, пересказывать не стоит, но начинается он с того, что два студента океанографического факультета московского университета возвращаются с практики на Курильских островах, и где-то в районе Забайкалья, заскучав в поезде на Транссибирской магистрали, обнаруживают в вагоне странного на вид человека и с весьма подозрительными повадками. Естественно, это шпион, и вот с этого момента и начинаются приключения двух друзей, а повествование превращается в самый настоящий шпионский детектив, сдобренный погонями по таежным дебрям.

Выходные данные
Выходные данные

Чем все закончилось – рассказывать не стану, скажу только, что закончилось прекрасно. Но главное тут – не то, чем закончилось, а то, в каких условиях развивались события. Впрочем, я уже повторяюсь, но скажу, что таежной романтики в повести хватает.

Полный набор иллюстраций В. Равкина к первой части повести
Полный набор иллюстраций В. Равкина к первой части повести

Эта книга мне запомнилась надолго, и вот, когда у меня появился Интернет, а в Интернете появились обширнейшие источники информации по всем вопросам, какие можно себе представить, я, как истинный книголюб-коллекционер, решил поинтересоваться тем, какие же переиздания повести «Без выстрела» были еще – я ведь собирал не только серии, но и старые советские книги приключений и фантастики.

Иллюстрации ко второй части повести
Иллюстрации ко второй части повести

И я обнаружил, что не было больше никаких переизданий, книга вышла только в «рамке» в 1963 году – и все. Это было удивительно, потому что автор повести - Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) написал за свою жизнь более 15 книг. Правда, немалая часть из них представляла собой книги стихов, но несколько «таежных» повестей, кроме «Без выстрела», у него имелись, и они переиздавались, причем даже после смерти автора.

Иллюстрации к третьей части повести
Иллюстрации к третьей части повести

А вот повесть «Без выстрела», изданная тиражом всего 65 тысяч, так и осталась забытым книжным раритетом, и не переиздается даже сегодня.

Я поискал информацию об авторе. И узнал, что Анатолий Клещенко, оказывается, в мае 1941 года стал жертвой сталинских репрессий и отсидел в уральских и сибирских лагерях 10 лет якобы за создание молодежной антисоветской организации. Я поинтересовался – что же это за организация такая, и узнал. Называлась она «ОЛВИЗ» («Общество любителей выпить и закусить»), но ее члены сочиняли антисталинские стихи и распространяли их среди молодежи.

Иллюстрации к четвертой части повести, последний рисунок - к пятой части, больше иллюстраций в книге нет, только под оглавлением (скрин выше)
Иллюстрации к четвертой части повести, последний рисунок - к пятой части, больше иллюстраций в книге нет, только под оглавлением (скрин выше)

А ведь 20-летний А. Клещенко уже тогда имел авторитет в советских издательских кругах – печататься в престижных советских журналах он начал еще в 16-летнем возрасте! Его собирались принять в Союз Писателей СССР, и вот таким странным способом он взял и загубил свою карьеру.

Правда, после освобождения и реабилитации в 50-х А. Д. Клещенко с женой и ребенком вернулся в Ленинград, где ему выдали двухкомнатную квартиру, дачу в Комарово и наконец-то приняли в СП СССР. Все эти годы до самой смерти в 1974-м он творил и таким образом зарабатывал на жизнь, но таежная романтика все же его не оставила, и в 60-х он завербовался охотоведом на Камчатку, сочиняя новые произведения. Однако в декабре 1974-го он заболел в тайге на промысле соболя, и пока его довезли до больницы, где были нужные лекарства, писатель умер.

Анатолий Дмитриевич Клещенко в тайге
Анатолий Дмитриевич Клещенко в тайге

Вот такая судьба у такого интересного человека, который даже на суде в 1941-м выступал с антисталинскими речами, за что иных вообще расстреливали. Но после освобождения и смерти Сталина даже в период хрущевской антисталинской кампании от бунтарских настроений Анатолия Клещенко не осталось ничего, и он переключился на обычные стихи «за жизнь, любовь и дружбу», на приключенческую прозу и «таежные» рассказы, а также на переводы с китайского языка. Некоторые повести я читал, мне они тоже понравились, и я когда-нибудь напишу на них отзывы.

В данной публикации я представляю изображения книги А. Д. Клещенко «Без выстрела», взятые мной в Интернете, потому что я сейчас не дома, и доступа к книге у меня нет. Но позже, когда вернусь, отредактирую эту публикацию со своими собственными снимками.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Целых 50 лет под спудом! Шпионско-фантастическая повесть «Золотая гора» - самое редкое произведение Александра Беляева

Прекрасный шпионский детектив в духе старых советских времён. Приключенческая повесть «Белая бабочка» Б. Рябичкина и И. Тельмана, 1957 г.

Самый настоящий детективный триллер времен СССР – «Пропавшее сокровище» Григория Гребнева, 1956 г., общий тираж в СССР – более 2,5 миллиона

Прекрасный шпионский роман для детей и взрослых – «Ночной визит» Н. Киселева, 1963 г.

И бестселлер, и блокбастер – повесть «На графских развалинах» А. Гайдара – одно из первых советских чисто приключенческих произведений