В 1963 году отсидевший 10 лет в уральских и сибирских лагерях за антисталинскую пропаганду очень перспективный в довоенные времена молодой советский поэт Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) написал прекрасную приключенческую «таежную» повесть на шпионско-детективную тему – «Без выстрела». Это была одна из первых попыток поэта зарабатывать более прибыльной в те годы приключенческой беллетристикой, и на эту идею его натолкнула жена, когда выяснилось, что стихами на жизнь заработать нельзя. И хотя эта беллетристика в итоге оказалась делом всей оставшейся жизни бывшего поэта, повесть «Без выстрела» так и не была никогда переиздана – ни при его жизни, ни после смерти, ни даже сегодня.
Я помню, как в начале 90-х, когда в нашей стране стали происходить всем известные экономические преобразования, и старые советские культурные ценности вдруг обесценились, у меня появилась прекрасная возможность ударными темпами начать собирать мою любимую серию «Библиотека приключений и научной фантастики» от «Детгиза», более известную как «золотая рамка».
Как все помнят, тогда книги вдруг перестали всем быть нужны, и чтобы выжить, народ понес все свои библиотеки в книжные комиссионные. Тогда у нас книжных магазинной было по городу большое количество, и каждый из них расставлял по всем близлежащим переулкам книжные лотки, на которых можно было найти много чего интересного, причем за смешные по былым советским меркам деньги.
А еще по выходным были барахолки на рынках, где тоже книг продавалось много.
И вот я в свободное от работы время и в выходные шерстил все эти точки в поисках того, чего не мог позволить себе по финансовым возможностям в советские времена. Правда, я скупал не только «рамку», а много чего еще, например, серии «Зарубежная фантастика», или «Библиотека советской фантастики», но каждый раз две-три «рамочки» мне в улов попадались.
Тогда еще не было каталогов, по которым я мог бы узнать, какие книги выходили в серии, я даже приблизительно не мог представить их количество. Но я все время натыкался на все новые и новые наименования, о которых ранее даже не слышал.
Свою библиотеку я собирал хоть и настойчиво, но не очень быстро, потому что я жил тогда в отдаленном микрорайоне, и часто после работы не имел возможности вырваться в город, где и были основные «книжные развалы». Но у меня на работе был друг, который жил в центре города, и он мог после работы «шерстить» большинство книжных точек. И я с ним договорился, что он как увидит новую «рамку», которой у меня не было (я дал ему список), то он ее покупает, а я выкупаю у него книгу за ту цену, какую он укажет. Ясно, что при низких ценах на книги и его хорошей зарплате он на этих книгах не зарабатывал, но ему самому было интересно помочь мне в этом нелегком деле, тем более он сам был собирателем, хоть и собирал только детективы.
И вот каждую смену он мне приносил все новые и новые книги, и мы вместе с ним радовались – он, как охотник, а я – как собиратель.
Но с каждым месяцем он приносил все меньше и меньше книг, а часто вообще не приносил ни одной. Дело в том, что «рамочек» у меня собралось уже под две сотни, и хоть в городе их по-прежнему продавалось много, но новые, которых у меня не было, попадались все реже и реже. Был один месяц, когда ни он, ни я чего-то «свеженького» найти не могли, но в конце этого разочаровывающего месяца он все же принес одну книжечку – тоненькую, невзрачную, без надписи на корешке. Называлась она «Без выстрела», и автором ее был неизвестный мне А. Клещенко.
Ясно, что хотя бы такому улову я обрадовался, хотя улов был так себе. Я принес книжку домой, примерил ее на полку, но книжка была такая тоненькая, что визуально мою коллекцию никак не увеличила. Отчаиваться, конечно не стоило, потому что я давно понял, что со временем нужные мне книги придется вылавливать долго и нудно – эйфория первых лет прошла, когда моя библиотека пополнялась со скоростью света. Ну, хоть по одной книжечке в месяц – тоже кое-что.
Однако мне вдруг стало эту книжечку так жалко за ее невзрачность и мое пренебрежительное к ней отношение, что я снял ее с полки и решил получше разглядеть. И обнаружил, что, несмотря на внешнюю незначительность, внутри она была оформлена просто прекрасно. Редко какая «рамка» удостаивалась рисунка на титульном листе, а тут этот лист художник так разрисовал, как будто он сам эту книжку написал и решил ее как следует украсить – он даже шрифты везде где мог использовал не стандартные, а фигурные.
Правда, сами иллюстрации красотой не блистали, тем не менее, внутри книга была оформлена с огромной любовью.
И вот, пролистав все иллюстрации, я стал эту повесть читать, и что вы думаете?
Я не оторвался от книги, пока не дочитал ее до самого конца.
Да, были в СССР хорошие книги, а уж «Детгиз» никогда не выпускал какой-то нудной половы – в этом я убедился еще ребенком, когда мне в руки попадались книги, предназначенные для детей любых возрастов. Но чтобы стандартная детективная повесть так меня захватила, как будто это была признанная классика приключенческой литературы – этого у меня давно не было.
Но все же хочу сказать, что меня захватил даже не сам сюжет – он, в принципе, простенький, и никаких особых открытий я при прочтении не сделал. Но мне очень понравились описания забайкальской таежной природы и быт и жизнедеятельность людей, которые в книге фигурировали.
И в этом плане повесть просто выдающаяся, хотя, конечно же, это не «Угрюм-река», но «Угрюм-река» и не для детей писалась, и даже не для любителей «легкого» чтения.
Сюжет, конечно же, пересказывать не стоит, но начинается он с того, что два студента океанографического факультета московского университета возвращаются с практики на Курильских островах, и где-то в районе Забайкалья, заскучав в поезде на Транссибирской магистрали, обнаруживают в вагоне странного на вид человека и с весьма подозрительными повадками. Естественно, это шпион, и вот с этого момента и начинаются приключения двух друзей, а повествование превращается в самый настоящий шпионский детектив, сдобренный погонями по таежным дебрям.
Чем все закончилось – рассказывать не стану, скажу только, что закончилось прекрасно. Но главное тут – не то, чем закончилось, а то, в каких условиях развивались события. Впрочем, я уже повторяюсь, но скажу, что таежной романтики в повести хватает.
Эта книга мне запомнилась надолго, и вот, когда у меня появился Интернет, а в Интернете появились обширнейшие источники информации по всем вопросам, какие можно себе представить, я, как истинный книголюб-коллекционер, решил поинтересоваться тем, какие же переиздания повести «Без выстрела» были еще – я ведь собирал не только серии, но и старые советские книги приключений и фантастики.
И я обнаружил, что не было больше никаких переизданий, книга вышла только в «рамке» в 1963 году – и все. Это было удивительно, потому что автор повести - Анатолий Дмитриевич Клещенко (1921-1974 гг.) написал за свою жизнь более 15 книг. Правда, немалая часть из них представляла собой книги стихов, но несколько «таежных» повестей, кроме «Без выстрела», у него имелись, и они переиздавались, причем даже после смерти автора.
А вот повесть «Без выстрела», изданная тиражом всего 65 тысяч, так и осталась забытым книжным раритетом, и не переиздается даже сегодня.
Я поискал информацию об авторе. И узнал, что Анатолий Клещенко, оказывается, в мае 1941 года стал жертвой сталинских репрессий и отсидел в уральских и сибирских лагерях 10 лет якобы за создание молодежной антисоветской организации. Я поинтересовался – что же это за организация такая, и узнал. Называлась она «ОЛВИЗ» («Общество любителей выпить и закусить»), но ее члены сочиняли антисталинские стихи и распространяли их среди молодежи.
А ведь 20-летний А. Клещенко уже тогда имел авторитет в советских издательских кругах – печататься в престижных советских журналах он начал еще в 16-летнем возрасте! Его собирались принять в Союз Писателей СССР, и вот таким странным способом он взял и загубил свою карьеру.
Правда, после освобождения и реабилитации в 50-х А. Д. Клещенко с женой и ребенком вернулся в Ленинград, где ему выдали двухкомнатную квартиру, дачу в Комарово и наконец-то приняли в СП СССР. Все эти годы до самой смерти в 1974-м он творил и таким образом зарабатывал на жизнь, но таежная романтика все же его не оставила, и в 60-х он завербовался охотоведом на Камчатку, сочиняя новые произведения. Однако в декабре 1974-го он заболел в тайге на промысле соболя, и пока его довезли до больницы, где были нужные лекарства, писатель умер.
Вот такая судьба у такого интересного человека, который даже на суде в 1941-м выступал с антисталинскими речами, за что иных вообще расстреливали. Но после освобождения и смерти Сталина даже в период хрущевской антисталинской кампании от бунтарских настроений Анатолия Клещенко не осталось ничего, и он переключился на обычные стихи «за жизнь, любовь и дружбу», на приключенческую прозу и «таежные» рассказы, а также на переводы с китайского языка. Некоторые повести я читал, мне они тоже понравились, и я когда-нибудь напишу на них отзывы.
В данной публикации я представляю изображения книги А. Д. Клещенко «Без выстрела», взятые мной в Интернете, потому что я сейчас не дома, и доступа к книге у меня нет. Но позже, когда вернусь, отредактирую эту публикацию со своими собственными снимками.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Прекрасный шпионский роман для детей и взрослых – «Ночной визит» Н. Киселева, 1963 г.